Танцы — это спорт?

Если вопрос в заголовке вам кажется простым, значит, вы еще не знакомы со средой социальных танцев, вам не попадались фанатики любого ответов на этот вопрос, готовые обозвать оппонента последними словами за то, что он сомневается в том, что танцы — это спорт (или НЕ спорт), вы еще не видели обсуждений на форумах, разраставшихся до размеров 80 и больше страниц переливания, фактически, из пустого в порожнее.

Вот в среде спортивных бальных танцев таких вопросов не возникает, там все уверенны в том, что ДА, КОНЕЧНО СПОРТ, у меня дочка по 4 часа в день 6 дней в неделю пашет, вы сначала так попробуйте, а потом…

А в классической хореографии наш сакраментальный вопрос вообще не вызывает никакого ажиотажа, потому что там все знают, что танец — это искусство!

В социальных танцах спорят о «спортивности» больше всего — потому, что социальные танцы могут применяться «и так, и этак». Они могут быть и спортом, и искусством, и приятным досугом. А вот спортивные бальные (СБТ) или балет, как правило, не могут. Если бальник не хочет выступать на конкурсах, то и отношение тренеров будет другим, и вообще — сплошной «когнитивный диссонанс». И сложно представить… социальную вечеринку балерин, где они собрались потанцевать — так, чисто для себя, для души!

Ситуация в СБТ или балете однозначнее, потому что однозадачнее. Говоря по-простому, там есть консенсус мнений о том, к чему должен стремиться субъект в процессе реализации идеальной сверхзадачи в данном виде деятельности :). А в социальных танцах — нет.

Социальные танцы более древние (именно из них вышли спортивные танцы), многогранные (их гораздо больше видов), «аутентичные» (они ближе к изначальным задачам танца — межполовая коммуникация), массовые (танцевать их может каждый).

В своей массе они менее зрелищные, не регламентированные (в предельном случае вообще не существует понятия «правильно» или «неправильно» в танце). Можно приготовить из них что угодно по собственному вкусу:

  • Хобби

приятно проводить время, посещать неограниченное число вечеринок (в городе с населением от миллиона это можно делать каждый день, а на выходных вовсе не ложиться спать). Не доставлять неудобств партнерам, одеваться в свежее, улыбаться — этого достаточно чтобы быть если не звездой, то равноправной планетой в этом мире. Минимальный этикет, и все. Танцевать сложно — не обязательно. Иногда даже вредит, особенно если переувлечься сложностями и забыть про партнера.

  • Искусство

Можно реализовывать себя, танцевать понравившуюся музыку, снимать об этом видео, готовить концертные номера, изменять танцевальную стилистику, делать танец сколь угодно индивидуальным, миксовать разные стили, реализовать любые творческие идеи. 

  • И, наконец — спорт

Если для начинающих взрослых серьезные бальные соревнования фактически недоступны, то в социальных можно почувствовать себя «как настоящий спортсмен», попробовать ту часть жизни, которая оказалась закрытой из-за того, что родители в детстве не затянули в танцевальную секцию. А можно делать и полноценный спорт.

Некоторые бальники уверенны, что спортом занимаются только они, а «социальщиков» и их спортивные устремления презирают. Говорят: «вот дети во дворе гоняют в футбол, это тоже спорт?».

Странноватый аргумент. Как раз эти дети потом и наполняют секции. 

Могут ли танцы быть спортом в принципе? Спортивные бальные танцы не включены в программу Олимпийских игр (и пока нет даже подвижек) из-за отсутствие четких критериев судейства. Но и у фигурного катания, и у художественной гимнастики, такие критерии есть! Поэтому не факт, что разработать объективную систему оценивания для танцев так уж невозможно. 

Говорят: «Вы когда-нибудь видели, чтобы скульпторы устраивали соревнования между собой? Вот поэтому и соревнования танцоров невозможны». Но скульптура — это область только искусства, эстетики. В эстетике нельзя соревноваться, т. к. это вопрос только вкуса. 

Но вполне можно, если красота связана с физической культурой, совершенствованием тела и расширением его возможностей. 

Спорт в широком смысле — это система тренировочно-соревновательной деятельности человека. Т.е. тренировки без соревнований — это еще фитнес, а целенаправленное улучшение результатов и демонстрация этого в соревновании — уже спорт. Конечно, к танцам это в полной мере относится. 

Любые социальные танцы могут танцеваться спортивно. В некоторых стилях «спортивное крыло» просто не очень развито (может, пока). В других, например в хастле — очень развито. 

Постановка спортивных целей идет на пользу любому танцору, активно развивает его. (Об этом мы поговорим отдельно). Танцоры кроме групповых тренировок ходят на индивы, занимаются самостоятельно, остаются в залах, отрабатывают четкость, скорость и стилистику. 

танцы — это не для слабаков;)Часто в социальные танцы приходят люди с прошлым в СБТ. Но чистым стереотипом, т. е. поверхностным и пустым суждением является то, что «социальные танцы — это для неудачников в бальных». Процитирую тут Павла Катунина, одного из топовых танцоров соушела (хастл, вест-кост свинг).

«В бальных танцах я осуществил мечту поездить со своими выступлениями по Европе. На знаменитом турнире Blackpool во взрослой номинации вошел в ТОП-90, а там начиная с 60 места — сильнейшие пары, чемпионы своей страны.

Но в хастле оказалось гораздо больше свободы, возможностей для самовыражения, путей развития в той или иной стилистике. Огромный выбор музыки, под которую можно танцевать, и среди партнёрш вариантов много — хоть десяток за один вечер поменяй (а у бальников это долгий и сложный процесс). Взаимодействию и музыкальности уделяется гораздо больше внимания — все это я нашел в хастле, и с тех пор свое танцевальное развитие связываю именно с ним».

Социальные танцы в сравнении с СБТ — не «упрощенный вариант» и не «танцы для неумех». Это танцы, которые, кроме спортивного, имеют широкое практическое применение. На велосипеде можно заниматься велоспортом, а можно выезжать на прогулки, на дачу или на работу. А метание копья сегодня — только спорт ;). 

Об этом — длинная, но очень яркая цитата с одного форума по бальным танцам. Пишущий ее начинает с выражения пренебрежения к социальным танцам, но в конце приходит к противоположным выводам. Литературовед бы сказал «литературная честность автора победила его сюжетные установки». Я лучше все равно не скажу!

«В социальных танцах очень примитивный бейсик, иногда он существует просто для галочки… Как мне показалось, бейсик в социальном танце нужен в основном тренерам, которые получают денежки за тренировку этого самого бейсика.

Этические представления в социальном танце базируются на мужском шовинизме.

Можно еще немного написать о музыкальности и ритме, но писать особо нечего, они в большинстве случаев либо крайне примитивны, либо в целом отсутствуют (…)

..У меня есть вопросы, на которые я не нахожу ответа, ни в среде танцоров, ни на форуме. Неужели вот эти дети, которых с полутора лет отдают в бальные танцы, тренируются только для того, чтоб выйти на конкурс с пустой трибуной? Эти мальчики, которые пропускают уроки по физике и математике, тратят свое время только ради поездки на нередко коррумпированный турнир? Он может стать любым экстраклассом, однако об этом будет знать его мама и узкая внутрибальная тусовочка, т.к. в реальности Крикливых единицы и одного старания явно недостаточно, чтоб достичь его результатов. Не факт, что выучив чачу вместо физики или математики, он добьется чего-то существенного по жизни. Не факт, что даже танцуя как Малитовский, он станет хорошим тренером. 

Тысячи людей болеют в прямом смысле слова бальными танцами, кладут свое будущее на алтарь этой эстетики и красоты, иногда даже не осознавая этого, тратят колоссальное время у зеркал, наматывают километры паркета, получают уникальный навык… и всё? Турнир, кубок за 300 рублей, грамотка и медалька? Вот эти платья, сверкающие всем спектром, потрясающие прически, ночи без сна, таблетки от паники, это всё для неоднозначных судей на полторы минуты? Эти безумные родители, которые при всех верещат на своих детей после заходов за какой-нибудь промах так, словно поймали ребенка с сигаретой. Детишки потом откроют свою школу? Серьезно? С навыком чачирассс и детством-юностью, проведенным в вакууме зеркал и паркета? Куда более вероятно, что их ждет высококвалифицированный труд мерчендайзера или менеджера по продажам, а вечером их наймут предприимчивые социальщики на какой-нибудь женский стайлинг или клубную латину, потому что в отличие от бальных, группы социальных танцев набиваются с удивительной стабильностью. Может им лучше экономическое образование, MBA, бухучет?

Удивительно, что даже в Москве нет ни одного места, где бальные танцоры могли бы славно провести время за чашечкой чая, прилично одетые, в компании друзей, просто потанцевав именно в свое удовольствие. Удовольствие от танца — это ведь именно то, ради чего все начинают, а вовсе не эти членские взносы, федерации, престарелые судьи, дети губернаторов, местечковая политика и прочая грязь.

Как следствие, не меньшее разочарование вызывает обучение бальным танцам взрослых людей. Взрослыми я называю контингент 25+. После посещения нескольких групп в именитых и не очень клубах, возникло стойкое ощущение, что тренера не умеют или не знают, как именно надо работать со взрослыми. Разочарование вызывают не только групповые занятия, но и индивидуальные. Можно только посочувствовать людям, которые несколько лет посещают тренера, но при этом на общем фоне их результаты не выделяются. Кроме того, не вызывает сомнений, что взрослые хотели бы танцевать не только с тренером на индивидуальных занятиях и закрытых от любопытных глаз конкурсах. Но это всё, что бальные танцы могут предложить, в то время как социальные тренера всего за 4-6 месяцев открывают таким же взрослым дивный новый мир танца и социального общения со всеми причастившимися и разнообразные варианты досуга. Именно социальные тренера в настоящее время претворяют в жизнь элементарный постулат: чтобы научиться танцевать, надо танцевать. К обучению взрослых бальные тренера подходят, на мой взгляд, халатно, без особого интереса. Найти тренера, которого заинтересует ваш результат, а не ваши финансовые возможности, зачастую задача не одного года. И тренеров можно понять, где потом эти взрослые используют этот навык? На корпоративной вечеринке поставят номер?:) Тренер в данном случае остается заложником системы, в которой нужен турнирный результат. Нередко приходится слышать, что начинать в некотором возрасте уже поздно. При этом остается неясным, что именно поздно начинать? Бешеную турнирную гонку? — Возможно. Но взрослые не только за этим приходят..

В результате во взрослых группах оседает весьма загадочный контингент, который, такое ощущение, годами ходит за этаким своеобразным фитнесом. И это происходит даже с учетом того, что многим взрослым, гораздо больше чем молодежи, очевидна огромная культурная и эстетическая пропасть, которая отделяет бальные танцы от социальных, к которой надо относиться бережно и с уважением».


Данная статья представляет собой несколько переработанный вариант статьи, написанной 2 года назад. За это время только формулировки стали четче. Но суть не поменялась)