История хастла 2. Восточно-европейская часть

Начало истории: американская часть

Историю хастла на ближе лежащих к нам территориях рассказывать сложнее по двум причинам. Во-первых, она разворачивалась «in our days», в текущем времени, а не в какие-то бородатые семидисятые, и всегда могут найтись люди, о которых не так сказали, как сказали бы они, у них другая картина и т.п. Во-вторых, с малой дистанции все видно хуже, чего-то не видно вообще, поэтому история получается неизбежно искаженная. Надеемся, нас простят если что, а если дополнят — так это просто прекрасно.

Обратим взор на середину 80-ых годов и советскую тогда территорию.

Фактически местный хастл зародился в одном конкретном и весьма узко очерченном месте, и это был МГУ, московский университет. Это был однозначно самый элитный вуз; передовые тенденции здесь быстро усваивались. Но нельзя сказать, что хастл здесь появился как импортированный с запада продукт. В МГУ проводили полузакрытые дискотеки, попасть туда нужно было еще постараться и «иметь связи»; довольно быстро парные танцы на этих дискотеках потеснили сольные. Т.е. танцевали что-то в паре; без преподавателей, по опыту и наитию. Думаю, не будет ошибкой сказать, что уже несколько позднее к этим танцам было применено название «хастл». Кто-то где-то что-то слышал, что-то видел. Было решено, что такой американской танец, как хастл — это самое близкое к тому, что происходит на МГУшных дискотеках.

Первое «поколение» танцоров не учил никто, а для новых, чтобы быстрее влиться в тусовку, уже открывались какие-то курсы, естественно бесплатные. В каких-то чердачных помещениях студенты показывали крутые движения студентам.

Одним из звезд того времени был Сергей Спиридонов — первая из знаковых фигур хастла. Он и отжигал на танцполе, и преподавал. Чудо, но сохранились даже видео с ним, которое передает атмосферу тех времен.

Посетители тех вечеринок вспоминают о ник как о чем-то незабываемом, что там царила атмосфера любви и свободы, которую нельзя передать словами, ее можно было только почувствовать. Примем эти свидетельства очевидцев как непроверяемый факт.

Первые адепты хастла определяли его не как определенный танец, а как некую «систему», которая позволяет танцевать в любую музыку. Основные постулаты были такими:

  1. правил в хастле нет
  2. в танце важно не умение, а сердце и чувство — музыки, партнера (-ши).
  3. нужно танцевать весело и удобно, техника не нужна

Забегая наперед, скажем, что Сергей Спиридонов — танцевальный патриарх.
Вот он через 15 лет:

А тут еще через 13 лет. Уже 2017-ый год.

В 90-е хастл вышел из стен МГУ, но недалеко. В Москве проводились вечеринки. Вместе с выпускниками хастл теоретически должен был разъехаться по разным городам, но но конкретных свидетельств нет. Узнать что-то об этом было бы очень интересно.

Следующая знаковая фигура хастла — Вячеслав Хлопков.

Это был танцор акробатического рок-н-ролла со стажем. Хастл он также танцевал еще с 80-ых. Это максимально противоречивая фигура. Среди сегодняшних танцоров при звуке имени Хлопкова принято кривиться и плеваться. В некотором смысле это неприличное имя. Однако мы утверждаем, что пользы от него также немало.

Чем же он так плох? В педагогическом подходе Вячеслава соединились гипертрофированное самомнение и низкое качество. Хлопков продолжал, а в какой-то момент, наверно, и определял магистральную линию хастла, которую мы уже упоминали: правил нет, главное чувство. Учиться не надо, «танцуй сердцем». Такой подход приводил к плачевным результатам. Люди, протанцевав по нескольку лет, продолжали отличаться пластикой амебы, совершали странные телодвижения, и это считалось оригинальностью и выражением индивидуальности. Слушать музыку обычно не заморачивались, танцевали не в ритм, а «по зову сердца».

Сам Хлопков показывал идеальные примеры такого стиля. В частности, вот фрагмент из его обучающего видео «100 фигур хастла»

Эти видео до сих пор иногда выдает ютуб по запросам типа «обучающее видео», и, конечно, можно заработать рефлекторный ужас от слова «хастл» после просмотра этих шедевров, если это было вашим первым знакомством с танцем.

2000-е. Множество уже культовых хастл-дискотек. В хастл постепенно приходят люди, которые либо уже имели опыт других танцев, поэтому у них были сформированные эстетические представления; либо ничего другого они не танцевали, тем не менее, понимали, что надо развиваться. Начался Великий Конфликт между «спортиками» и «социальщиками» (как собс-но происходит и во всех соц. танцах).

К людям, умеющим танцевать, как правило, было принято относиться с агрессией. «Бальник» считалось чуть ли не оскорблением. Их называли «ходульными», «роботами», обычно утверждалось, что партнершам с ними скучно, а с настоящими, впитавшими дух свободы хастл-импровизаторами — весело. Считалось, что техника в танце заставляет думать только о внешнем эффекте, и если танец красивый — там внутри пары, по ощущениям, ужас что творится. В это же время люди массово осваивали интернет, и общение выплеснулось на форумы. Темы с обсуждением того, что такое «истинный хастл», легко переваливали за сотню страниц и поднимались снова и снова. Примеры:

Хлопков, в некотором смысле — образцовый «социальщик». И долгое время идея о том, что умение танцевать мешает танцору, тормозила развитие танца. Что характерно.

А противоположный лагерь возглавил наша следующая и главная ключевая фигура — Александр Милованов («Македонский», «Мак»).

Милованов уникален тем, что, не имея танцевальной школы, он, тем не менее, постулировал новые идеи хастла:

  1. главное в танце — база
  2. чтобы танец был приятным не только снаружи, но и внутри пары, нужна техника. Техника и дает удобство. 
  3. лучше танцевать просто и чисто, чем мудрено и невразумительно.

В 2008 году по инициативе Милованова была зарегистрирована АСХ — Ассоциация спортивного хастла. Фактически это можно считать днем рождения хастла, каким мы знаем его сегодня. Т.е. хастлу в этом году — ровно 10 лет. Также «у истоков» были С.Лебедев, С.Гриненко, Настя «Белка» Белякова, А.Локшина. 

По хастлу проводилось все больше соревнований. Участие в соревнованиях стимулировало людей совершенствоваться в танце. Первые соревнования были эпизодическими и нерейтинговыми. АСХ ввела рейтинг и единую базу танцоров, аналогично том, что есть в спортивных бальных танцах. Вместо аморфного хастла 90-ых предлагалась логичная танцевальная база с определенным ритмом, логикой переноса веса и взаимодействия в паре. Это было определено в правилах АСХ. 

«Социальщики» — последователи «свободного хастла без правил» — считали, что конкурсы нужны только людям с ущербной самооценкой, и танцевать нужно только на дискотеках и опенэйрах. Конкурсы они либо игнорировали принципиально, либо посещали один раз, вылетали и игнорировали еще принципиальней.

Так прошло несколько лет. Постепенно в том числе и дискотеки показали, что люди, которые учатся танцевать, делают это не только а) красивее, но и б) удобнее, в) интереснее и музыкальнее, и г) просто лучше. Когда партнерши стали явно и массово предпочитать «спортсменов», это было фиаско идеи «танца без правил».

Ну а какая же польза от Хлопкова, о которой мы говорили? Он сыграл большую роль в расширении географии хастла. Во-первых, хоть и танцевал он как на видео выше, но обладал секретной харизмой, и учеников у него было масса. Кроме того, как помним, он танцевал спортивный рок-н-ролл, а это была при-государственная организация, признанная в министерствах, с различными бюджетами, с секциями в районных спортклубах. И, по косвенным данным, Хлопкову удалось использовать эту машину для популяризации хастла в различных отдаленных городах. Благодаря нему, люди как минимум узнавали про такой танец. А дальше, если они были мотивированными и настойчивыми, они могли узнать, что есть и ДРУГОЙ хастл, гораздо круче — и развиваться.

Топовый танцор Олеся Казакова вспоминает: «…Завез хастл в Уфу небезызвестный Хлопков. Собс-но, пройдя курс начинашек и продолжашек, мое обучение хастлу закончилось ибо дальше программы не было. Мы криво-косо танцевали на 4ку шаг приставку и знали элементов 20. Так продолжалось года 2… Году в 2011 мне попалось (видео) выступление Мака с Белкой  и Лебедоса с Локшиной на ЧР-2009. Пересмотрела эти видосы раз 100. И не могла понять, что же они такое делают в ногах, ведь там не наша привычная 4-ка. И еще… Как.. Каааак девчонки таааак быстро вращаются?!!! Это же просто нереально!»

(Через подобные истории, кстати, прошли многие топовые танцоры. О том, как заниматься хастлом в городе, где хастла нет, мне рассказывали и Колмогорловы, и Катя Новикова… Ничто не может стать препятствием, если есть желание).

Люди, которые определили развитие хастла (кроме Мака): Сергей Лебедев, Паша Катунин, Ирина Пузанова, Евгений Литке и многие другие… Часть из них пришли из других танцев, часть начинали с хастла. Сегодня все они в АСХ. Т.е. все плюс-минус дружат и поддерживают друг друга.

В базе АСХ на сегодня — 10 000+ рейтинговых танцоров. Хастл АСХ танцуют в Украине, Беларуси, Прибалтике, Польше, Швейцарии. Количество танцоров и география постоянно растут. Проводятся международные многодневные фестивали, на которых вечеринки и соревнования сочетаются с обучением. И сам хастл как танец стремительно развивается, за последние 5-6 лет то, что раньше танцевали «топы», уже танцуют начинашки, а топы привносят в танец новые сложные, красивые и оригинальные идеи. 

Вот финал топовых танцоров 2009 года:

И 2017 год:

Уже в таком виде хастл танцуют во всей восточной Европе. Один из активных центров развития — это польский Краков. В Украине это Харьков). В Беларуси — Минск…

Хастл продолжает оставаться полностью социальным, его танцуют в свое удовольствие, на дискотеках, вечеринках и в прочих местах (в фонтанах и на пляжах, в супермаркетах и метро…), но при этом в нем можно идти полностью спортивным путем, есть четкая база, танцевальное развитие, хореография, красота. 

В чем отличие хастла/дискофокса от «европейского» дискофокса, как в целом хастл взаимодействует с другими танцами — мы поговорим скоро, в другой статье.