Родственные связи социальных танцев

Чаще всего, когда люди в первый раз слышат название какого-то танца, они спрашивают «А на что он похож?»

Конечно, танцы, как и люди, не одиноки в мире. У нас всех есть родственники, близкие или далекие (хотя это не значит, что мы с ними похожи. Некоторых мы в глаза не видели).

Сегодня мы хотим сделать короткую памятку-классификацию социальных танцев.

Ремарка! Сейчас мы говорим о всех танцах не в историко-этнографическом, а в конкретно-прикладном аспекте. Т.е. возражения типа «а вы вообще видели, как в провинции Лос Эль Мучачос танцуют истинно-православную сальсу?» не принимаются: мы говорим только о наших реалиях, о том, что танцуют конкретно вокруг нас. (Этнографию мы тоже любим, но ­ в других статьях).

Под социальным танцем мы понимаем танцы, которые люди танцуют для собственного удовольствия и общения с другими людьми. Почти всегда это парные танцы.

В украинских и харьковских чаще всего считают, что социальный танец – это сальса, бачата или кизомба. Ну, еще немножко зука и танго.

Это не потому, что других танцев нет. Так получилось немного случайно (например, зука в нашем городе не было, если б его не завезли вполне конкретная, известная в Харькове пара танцоров; т.е. роль личности никто не отменял), немного закономерно: сальса-кизомба хорошо вписывается в усредненную клубную культуру (в отличие, например, от вальсов), поэтому с клубами получалось двухстороннее взаимодействие.

На самом деле сальса, бачата, кизомба, зук и танго – все относятся к латиноамериканским танцам, или латине, и представляют собой только отдельный «уголок» культуры социального танца.

Парных танцев гораздо больше. Причем их принципиально больше. Это не новые разновидности одного и того же, а полностью другие культуры.

Латина, или латиноамериканские социальные танцы

Когда мы говорим «латина», это не сколько генеалогия, сколько география и настроение. Не вся латина состоит друг с другом в родстве, но, тем не менее, узнать ее по характерным «чертам лица» вполне можно.
Фактически-то у зука, сальсы, бачаты нет общих предков. Если они братья, то сводные. А скорей, жильцы одной коммунальной квартиры, но пользующиеся одним жаргоном и боевой раскраской.
Зук — это прямой родственник той самой ламбады. Бачата — родственник более редкого танца сон. А кизомба в строгом смысле вообще не из Америки, а из Анголы — а это Африка… Но потом у нее было столько кровосмесительных связей с латиносами, что кого волнует это «изначальное происхождение».

Зук, бачата, кизомба — все эти танцы «универсализовались», лишились национального колорита. Для всех этих танцев принято делать специальные ремиксы популярных песен, накладывая очень легко читаемый характерный ритм. Если слышите настойчивое «БУМ-тыц-тыц-БУМ!» — это зук, если «Бум-тыц-тыц-тыщ-бум», это бачата. А вот кизомбу от зука отличить вообще не просто, базовый ритм очень похож, только в кизомбе обычно басы сильнее наваливают, поэтому звучит как «бум-тыщ-тыщ-бум». Можно послушать:

Sacrifice Элтона Джона  и он же в зукерском обличьи
Бачатерская мутация Red Hot Chilli Peppers. Довольно корявая, как по мне.
Майкл Джексон внезапно запел бачату
Майкл Джексон не менее внезапно умеет кизомбу

Сальса в этом отношении интересней. Музыка сальсы требует большего разнообразия ритмов, акцентов и специальных инструментов, поэтому с сальса-миксами экспериментируют реже (напряжней). Сальса многим стоит в стороне от перечисленных выше танцев: она быстрей, спортивней, часто веселей. В ней нужно учиться обыгрывать музыку и разные инструменты, а не просто отвисать в обнимочку с партнером в темноте вечеринки.

Отдельно поговорим о таких танцах, как румба, ча-ча и танго.

Вы думаете, вы знаете эти танцы? Ничего подобного! Общего между танцами из программы СБТ (спортивных бальных) и социальными румбой и чачей — чуть более, чем ничего. Музыка в ча-че похоже, там тоже в середине такта звучит «ча-ча-ча». Социальная румба — это эротическая пантомима с платочком и партнером, которая танцуется в основном без контакта (в разрыве).

Румба как вы ее представляете:

Румба на самом деле:

Между ними не только визуально, но и генетически практически ничего общего нет. Родство на уровне «в роддоме рядом лежали».

А вот знакомое вам танго — это как раз скорей из нашей темы, социальный танец — аргентинское танго. Спортивное бальное танго выглядит скорей как среднее между вальсом и фокстротом. А аргентинское танго — это тот самый танец из фильма с Аль Пачино, и фильма с Бандеросом.

Танго СБТ:

Аргентинское танго:

Американские свинговые танцы

В танцах почти как советских фильмах: «Америка — это джаз». Джазовая музыка родила философию свинга, о которой мы пишем отдельно. А свинг в музыке породил целую плеяду свинговых танцев, которые до сих пор не перестают генерировать новые направления — вот уже более ста лет.
Тут ситуация прямо противоположная тому, что мы наблюдаем в латине. Некоторые эти танцы настолько непохожи, что невозможно предположить у них что-то общее. При этом они — прямые родственники, одно семейство, с бабушками-дедушками, папами-мамами и потомками.
Старички (прадедушки?) чарльстон и бальбоа сменились линди-хопом, которые после войны вернулся в виде буги и рок-н-ролла, которые после упадака социальных танцев в эпоху диско вернулись в расцвете вест-кост свинга.
Это направление нам особенно родное и близкое, т. к. из него происходят наши любимые хастл и дискофокс. Вот как можно подумать, что это

и это

— прямые родственники?
Тем не менее это так, свиговый «кач», который изначально передавался танцевальным ритмом «степ-степ-трипл-степ», в конце 70-ых потерял один «степ», чтобы лучше соответствовать актуальной музыке танцплощадок — диско, и стал «степ-трипл-степ». А дальше уже дело эволюции.

О свинговых танцах мы будем говорить меньше всего, потому что о них мы и так много говорим на занятиях и в нашем блоге.

Европейские танцы

— как и латина, объединены лишь географией.
Каждый вид европейских танцев — это целая субкультура, поэтому ограничимся, скорее, примерами, т. к. полная картина нам не под силу.

Вальсы

Их множество. Медленный вальс, вальс-бостон, венский вальс… Их легко узнать, т. к. они используют чуждый американской музыке размер ¾. В самом этом размере заложены стремительность и полет, так и хочется ухватить партнер-а(-шу) и полететь впоперек всего зала… Для многих вальс — это солидность и традиция, примерно как напудренный парик. Вот почему на выпускных танцуют вальс? Ну примерно потому же, почему надевают академическую шапочку. Никто точно не знает, почему, но аромат традиции придает весомость.
Однако вальс — это вообще-вообще не обязательно пафос, архаика, и кринолин, в духе

Не обязательно и быть бабушками и спотыкаться об дедушек https://youtu.be/sL2w88Tpbu8

Вальс — это социальный танец, который можно танцевать под рок-медляки на площади, залитой дождем. Как это делается в Харькове:

Как и все социальные танцы, вальс может иметь импровизационную основу, танцеваться по ведению. Самый интересный в этом отношении — кросс-степ вальс.

Ирландские танцы —

не обязательно невесомые барышни на сцене под руководством Майкла Флэтли. Это как раз и веселые пары, пляшущие в баре под живую или не обязательно музыку. И танцев много — ирландские польки, джиги, кейли, сеты… Харьковского видео живого танцевания найти не удалось, хотя вживую наблюдал (и участвовал) неоднократно.

Исторические танцы —

рай для реконструктора, энциклопедия этикета, французская терминология, выворотность в ногах, арендованные старинные залы для проведения балов и роскошные фотосессии. Но в то же время это и просто веселые социальные танцы, в джинсах и кроссовках на асфальте. Что ставит исторические танцы отдельно от остальных — если обычно социальные танцы тяготеют к импровизации, то эти как раз являются царством схем. Схема — это «наше все» для истор.танца. Но это же делает их мегадоступными для новичков, т. к. импровизации и ведению в паре еще надо научиться, а станцевать схему бородатого контрданса сможет даже тот, кто пришел на танцплощадку 10 минут назад и никогда не отличал правую руку от левой ноги. Схемы часто рассказываются прямо перед танцами. Получается весело (Харьков, парк Горького):

Основной вывод:

танцев — много! Вы можете станцевать любой свой характер и любимую музыку. Вы не обязаны выбирать из трех сосен (между бачатой и кизомбой), которые кто-то вам предлагает. Берите вон ту ясень или пальму. Романтичные вальсы, энергичные и невесомые ирландские, безбашенный линди, «стиляжное» буги, чинные контрдансы, элегантный кросс-степ, гибкий и красивый хастл.

Напоследок — краткая схема того, о чем мы говорили.

Cоциальные танцы мира